Секретная История Узбеков и Узбекистана. Точто Узбеки не знают, знать не хотят. Голая правда

Описание к видео Секретная История Узбеков и Узбекистана. Точто Узбеки не знают, знать не хотят. Голая правда

ценке национально-территориального размежевания 1924 года на территории Средней Азии в советской историографии придавалось второстепенное значение, хотя это событие по своей значимости явилось далеко неординарным решением одной из узловых проблем нашей общей истории, коренным образом изменившим на многие годы исторические судьбы народов региона.
Причина такого отношения исследователей истории, особенно представителей историко-партийной науки, заключалась в том, что в тот период были допущены серьезные, можно сказать, роковые просчеты. Если об этом впоследствии и говорилось, то лишь в общих чертах и только в положительном смысле, в рамках партийно-идеологической, политической допустимости и строгого соблюдения неразглашения всего тайного, что имело место на самом деле. Все архивные материалы по этой теме длительное время находились под неукоснительным запретом, с грифом "Совершенно секретно". Они оказались в поле зрения историков уже после развала СССР. Однако и до сих пор гласно не все важные документы еще рассекречены. Но и тех, что были разрешены для обозрения, оказалось достаточно, чтобы исследователи смогли объективнее и глубже раскрыть суть и значение этого, так и не завершенного до конца, национально-территориального раздела.
Вместе с тем, труды, опубликованные в 90-х годах прошлого столетия и в начале XXI века на основе используемых впервые секретных архивных документов, как очевидно, серьезно задели, даже обеспокоили правящую политическую элиту Республики Узбекистан. Ее раздражение и недовольство вылились против тех, кто впервые назвал истинных виновников трагической, несправедливой акции, совершенной более 80 лет назад. Впрочем, такая реакция была вполне объяснима.
Сама идея национально-территориального размежевания в Средней Азии, образования новых национальных республик и областей, их включения в состав единого государства − СССР имела историческое, эпохальное значение мирового масштаба.

Но столь сложная, важная задача была осуществлена скоропостижно, без тщательного изучения этногенеза народов, племен и многочисленных родов, различных слоев населения региона. Все решалось наскоком, форсированно, по принципу "Начнем, а затем будет видно". Мол, если что-то не получится, позже поправим, изменим, восстановим и т. д. Все же, не сумев разом добиться положительного результата, в дальнейшем к новому рассмотрению этого вопроса уже больше возвращаться не стали. Между тем, несовершенство проделанной в 1924 году Центральной Комиссией работы, итоги которой порождали множество недовольство, споров, которые возникали в процессе ее осуществления и после. То что такие факты имели место был вынужден признать еще даже председатель Среднеазиатского бюро ЦК РКП(б) И. А. Зеленский: "Первые шаги, которые мы сделали − это работа по национальному размежеванию, по созданию национальных республик, проделанная нами, эту работу мы провели вчерне, здесь еще много недоделанного, эта работа проделана топором "1.
В процессе обсуждения и определения наименований будущих союзных, автономных республик и областей были высказаны различные мнения и предложения, особенно в отношении термина "узбек" и названия создаваемой в связи с ним республики − Узбекская ССР.
Общеизвестно, что нынешние узбеки, как народ и как государственное образование, появились только благодаря советской власти. Исторически и этнически − по сравнению с другими тюрко-монгольскими родами и племенами − узбеки никогда прежде не существовали. Получив свое наименование от имени чингизида Озбакхана − предводителя Золотой Орды, они стали называть себя "озбаковцами", то есть поданными хана Озбака. Позже они получили известность как "озбаки", или в русском правописании − "узбеки". Кстати, у персоязычных народов они до сих пор именуются термином "узбаки" − от этнонима "озбак"
До своего подданства Озбакхану озбаковцы (озбаки) являлись обычным степным населением общего даштикипчакского сообщества племен, из которого впоследствии выделились казахские джузы. А самими озбаками во главе с другим чингизидом − Шибанидом в конце XV века была завоевана Средняя Азия.

Как достоверно выяснено, история происхождения этнонима "узбек" связана с даштикипчакскими родоплеменными объединениями, подвластными Озбакхану (1312-1340 гг.), прямому потомку Джучи2. Озбакхан стал популярным среди остальных Чингизидов тем, что был правоверным мусульманином и первым из потомков Чингизхана ввел для жителей своего улуса ислам. Этим самым он оказался известным не только среди своих поданных, но и в мусульманских странах, в которых ислам был господствующей религией. Его авторитет и харизматические качества импонировали соплеменникам, и они стали называть себя "озбаковцами".
Таким образом, термин "озбак" ("узбек") вошел в оборот именно при Озбакхане и, следовательно, его происхождение связано с личностью этого правителя.

Комментарии

Информация по комментариям в разработке