Кыпчаки кто они??? Казахи, Узбеки, Татары или Киргизы??

Описание к видео Кыпчаки кто они??? Казахи, Узбеки, Татары или Киргизы??

Половцы начали проникать в Северное Причерноморье в середине IX в, но, как этнос, они появились гораздо раньше. Встречается информация о том, что в начале своей истории эти кочевники жили в районах реки Итиль и Урала. Как и печенеги, они имели тюркское происхождение. Некоторые историки считают, что их предками были хунны. В литературе половцев именуют по-разному: кипчаки, команы, куманы, кимаки.

Уже в VIII в. кипчаки входили в состав Кимакского каганата, созданного на основе семи племен. Центром этого государственного образование было Прииртышье. Распространенное на сегодняшний день название кочевников – половцы – когда-то принадлежало одному из наиболее многочисленных племен, принявшего участие в формировании народности.

Начиная с XIX в. русские историки доказывали, что половцы были голубоглазыми и светловолосыми или даже рыжими. Название кочевников они объясняли цветом волос (от «полова»). Однако в наши времена эта информация становится все больше похожей на миф. Не исключено, что среди кочевников существовали люди, которые имели европеоидные черты внешности, но их было немного. Основная масса кипчаков отличалась монголоидным разрезом глаз, при этом имея круглую форму черепа.

В Крыму половцы появились между концом X и началом XI вв. Внешность кипчаков, поселившихся на полуострове, практически не отличалась от облика народов, которые попали туда раньше и чувствовали себя коренными. Облюбовав Крым, кипчаки изгнали оттуда печенегов. По мнению некоторых специалистов последние имели более яркие монголоидные черты. С таким утверждением можно поспорить, ведь в науке сохранились данные о том, что пачинакитов путали с жителями Киева. Что касается половцев, то, возможно, именно та их часть, которая обитала в Крыму, отличалась светлыми глазами и волосами цвета половы, точнее, соломы. Есть предположение, что их потомки с такой же наружностью, по сегодняшний день встречаются среди крымских татар.

Окончательно разбив печенегов в 1116 г., половцы поселились в Юго-Восточном Крыму. Византия, чьи владения тогда также находились на полуострове, старалась поддерживать с ними добрососедские отношения. Политические переговоры между кипчаками и властями империи осуществлялись в основном через посредничество Херсонеса. Половецкой столицей Крыма стала Сугдея. Военная мощь кочевников позволяла им долгое время сдерживать наступления русских дружин. Вместе с тем сохранилось немало доказательств того, что в том же Судаке (Сугдее) обитало много древнерусских купцов. Позже, когда Киевская Русь вступила в период феодальной раздробленности, ее князья практиковали династические браки с дочерьми половецкой верхушки. Самым известным отпрыском одного из таких браков является Андрей Боголюбский.

Несмотря на это, русско-половецкие взаимоотношения почти всегда были напряженными. В промежуток времени между 1061 и 1097 гг. состоялось около десяти военных противостояний, в которых победу получали преимущественно кипчаки. Когда на княжеский престол сел Владимир Мономах, все изменилось. Ему удалось разбить войска полуоседлых кочевников, после чего военная удача не раз была на стороне русичей. Во второй половине XII в. половцы сумели укрепить свою центральную власть и усилить боевой дух. В 1185 г. их войска во главе с ханом Кончаком победили дружину новгород-северского князя Игоря. Этот инцидент описан в «Слове о полку Игореве».

С местными жителями Крыма половцы не воевали. По крайней мере, до нас не дошли сведения о таких событиях. Об этом также молчат находки. Скорее всего, кипчаки обитали на равнине и не стремились попасть в горную часть полуострова. Вместе с тем другие народности вынуждены были платить им регулярную дань.

Численность половцев в Крыму постепенно росла. В средине XII в. их было достаточно много. Это подтверждают археологические данные и сохранившиеся документальные источники. Первые известия о кипчаках полуострова были написаны в работе 1154 г., получившей название «Дорожник». Труд принадлежит арабскому географу-путешественнику Исиди. В своей книге странник написал о Джалите (Ялте), расположенной в ал-Куманийи. Речь идет, вероятно, о государстве, в котором проживали куманы (половцы).

Комментарии

Информация по комментариям в разработке