«Последний человек» Фридриха Вильгельма Мурнау (1924 г.) — самые передовые средства поддержки камеры

Описание к видео «Последний человек» Фридриха Вильгельма Мурнау (1924 г.) — самые передовые средства поддержки камеры

Задачей фильма «Последний человек» (1924 г.) было максимально использовать имеющиеся приемы киноязыка, чтобы как можно громче заявить о немецком кино на международном рынке, в первую очередь — на американском, а для этого нужно было сделать технически совершенный фильм, который произведет своей инновационностью неизгладимое впечатление даже на видавших виды голливудских профессионалов.

Для истории (навеянной «Шинелью» Н. В. Гоголя) о маленьком человеке, швейцаре дорогого отеля, который теряет чувство самоуважения и авторитет среди окружающих, когда он лишается своей ливреи, Мурнау и оператор Карл Фройнд разработали множество инновационных приемов работы с камерой. Для долгих перемещений камеры по «улице», которую снимали под открытым небом, использовали оригинальную операторскую платформу, для съемок некоторых сцен камеру ставили на велосипед.

После эпизода свадьбы племянницы главного героя, когда хохочущие гости удаляются, главный герой оглушительно свистит в свой свисток, и комическая пара пьяных — долговязый молодой человек с усами и толстенький коротышка с трубой — отвечают ему снизу громкими звуками трубы, причем камера Фройнда, имитируя «траекторию» звука трубы, быстро движется от раструба музыкального инструмента к окну, где стоит швейцар. Для того, чтобы реализовать этот трюк, пришлось выстроить дощатую эстакаду, по которой люлька с оператором могла перемещаться между «двором» и «вторым этажом» декорации.

Затем камера показывает последние стадии опьянения героя с точки зрения воображаемого наблюдателя (камера зафиксирована напротив актера на вращающейся вокруг своей оси «карусели»), с точки зрения самого героя (оператор вращается вместе с камерой).

Работу с платформой можно отследить в «уличной» сцене, когда герой Эмиля Яннингса, ступая по свежевыпавшему снегу на камеру, идет по еле заметному следу от колес платформы.

В «Последнем человеке», видимо, впервые были применены все возможные виды движения камерой, включая не только панорамы оглядывания, сопровождения и переброски, наезд, отъезд, проезд и трэвелинг, но и движения блуждающей и даже «свободно летающей» камеры, которые можно было осуществить только с новейшими автоматическими киноаппаратами.

Комментарии

Информация по комментариям в разработке